Вальраам успел сделать еще один крошечный глоток молока, так же привычно-недолго подержав напиток во рту и только после - проглотив. Мама говорила, так нужно делать, когда пьешь что-то холодное. Мама это говорила очень давно: когда ему еще не было трех. Когда она еще любила его и заботилась о нем, и переживала, когда он кашлял.
- Рад слышать, что вы знакомы с этими произведениями, герр Освадльд. Да, я имел в виду, безусловно, в первую очередь речь Матрейи. Если вы уже прочли ее - вы не могли упустить так же и момент сражения Бога Снов Мары и Бога Смерти Ямараджи - в этом сражении тоже заключен некий аспект понимания первоначальности и сути этого первоначального. Так же - правда этот отрывок я процитирую - он в самом конце книги, вы еще, вероятно, не прочли его. Это диалог Куберы и Ямараджи
Профессор едва уловимо прищурился, глаза на миг показались еще темнее, чем были на самом деле. Минута молчания, и он снова заговорил. Заговорил привычно-негромко, меняя интонации, четко прочувствованные, невероятно тонко, так, что слушатель поневоле сам оказывался в мире этих слов, рожденных ими образов и событий. Казалось, в комнате встретились двое: Яма и Кубера...и была третья - девушка, девчушка, едва вышедшая из детского возраста, но уже ощутившая на себе страдание, еще не осознаное:
- Кубера - сказал Яма
- Ку-бра - сказала девочка
- Это моя дочь, - сказал Яма. - Ее зовут Мурга
- Я не знал, что у тебя есть дочь.
- Она умственно отсталая. Какое-то повреждение мозга.
- Врожденное или эффект пересадки?
- Эффект пересадки.
- Понятно.
- Это моя дочь, - повторил Яма. - Мурга
- Да, -сказал Кубера
Яма опустился на колени рядом с девочкой и взял кубик.
- Кубик, - сказал он.
- Кубик, - повторила она.
Он взял ложку.
- Ложка.
- Ложка.
Он взял мячик и держал его перед ней.
- Мячик.
- Мячик, - сказала девочка.
Он снова взял кубик и показал ей.
- Мячик, - сказала она.
Яма бросил кубик.
- Помоги мне, Кубера
- Охотно, Яма. Если есть какой-нибудь способ, мы найдем его.
Он сел рядом с девочкой и поднял руки.
Ложка пошла к ложкам, мячик - к мячикам, кубик - к кубикам, и девочка засмеялась. Казалось, даже кукла изучала предметы.
- Локапалы никогда не пропадут, - сказал Кубера, а девочка подняла кубик, долго смотрела на него и затем назвала.
Вальраам улыбнулся и перевел взгляд на юношу напротив, жадно слушавшего, внимательно, пожалуй даже упоенно: он был прекрасным слушателем. Короткий взгляд на часы, незаметный: 18:17. Стрелка часов предательски сползла на весемнадцатую минуту и профессор говорил далее:
- Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И более никакого объяснения. Человек, не знающий, что есть суть Слово никогда не поймет что есть суть Бог. Представим на миг, что человек - это та самая дочь Ямы - ребенок, не могущий различить форму и содержание и не способный верно обозначить ни одно из них. Не потому что это не дано его разуму, просто форма и суть настолько различны. Что в ложке указывает на то, что она ложка? Верно, ровным счетом ничего, но мы привыкли звать ложку ложкой, мяч мячем, и кубик кубиком. Все эти понятия обозначают что-то конкретное, но не ясно от чего отталкиваются - от формы ли, от содержания? Чтобы понять это нужно изучить предмет. Чтобы изучить предмет нужно оперировать понятиями. Бог не имеет формы. Суть Бога сложна для понимания. Ибо Бог вмещает в себя все: он и кубик, и мяч, и ложка, но мы не зовем его ни тем, ни вторым, ни третьим. Ибо сначала было Слово и Слово было у Бога и слово было Бог. До сих пор ведутся споры на тему того, что вся проблема в переводе - именно из-за последнего мы не можем назвать имени Бога. И сейчас ряд теологов робко и тихонько говорят о том, что быть может Бог и есть имя? И означает это имя - абсолютность.
Но в таком случае получается, что Бог творит мир расчленяя себя. Если он - абсолют, значит он и есть первоначальное, та самая пустота, еще не разделенная на воду и твердь, свет и ночь и тому прочее. При этом, если Бог есть абсолют, он есть и вода и твердь, и свет, и ночь.
Рассказ прервался еще одним глотком молока. Вкусное, успевшее чуточку теплым. Улыбка по губам. Вести далее разговор можно было только удостоверившись в том, что у собеседника нет вопросов, уточнений, возражений или комментариев. Потому слово предоставлялось Освальду.